photo

Лебедева Вероника Константиновна

It is the supreme art of the teacher to awaken joy in creative expression and knowledge.

Albert Einstein

Виды ролевых игр

 

 

Виды ролевых игр, свойства, характеристики и функции ролевой игры, технология её проведения

 

 

Ролевые игры являются одним из приёмов создания искусственно-иноязычного окружения на занятиях по иностранному языку. Рассмотрим более подробно ролевые игры. Существуют следующие виды ролевых игр:

1) Контролируемая ролевая игра – более простой вид ролевой игры. Она может быть построена на основе диалога или текста.

В первом случае учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем вместе с учителем они обсуждают содержание диалога, прорабатывают нормы речевого этикета и лексику. После этого учитель предлагает учащимся составить свой вариант диалога, опираясь на базовый и используя написанные на доске опоры (опоры можно заранее заготовить на карточках и раздать учащимся). Новый диалог может быть похож на базовый, но в нем необходимо использовать другое наполнение, другую форму вопросов и ответов. Составленный диалог может быть короче или длиннее базового. Кроме того, по мере необходимости учитель может давать инструкции по ходу ролевой игры.

Второй вид контролируемой ролевой игры - ролевая игра на основе текста. В этом случае после знакомства с текстом учитель может предложить одному из учащихся сыграть роль какого-либо персонажа из текста, а другим учащимся — взять у него интервью. Причем учащиеся-репортеры могут задавать не только те вопросы, ответы на которые есть в тексте, но и любые другие, которые их интересуют, а учащийся, исполняющий роль персонажа, может проявить свою фантазию при ответе на эти вопросы. Как и в первом случае, учитель может давать инструкции, помогая учащимся по ходу ролевой игры.

2) Более сложной является умеренно контролируемая ролевая игра, в которой участники получают общее описание сюжета и описание своих ролей. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, как поведет себя их партнер, и суметь правильно среагировать.

3) Наиболее сложными являются свободная и длительная ролевые игры, открывающие простор для инициативы и творчества.

Что касается свободной ролевой игры, то при ее проведении сами учащиеся должны решить, какую лексику им использовать и каким будет ход событий. Учитель только называет тему ролевой игры, а затем просит учащихся составить различные ситуации, затрагивающие различные аспекты данной темы. Также учитель может разделить аудиторию на группы и предложить каждой группе выбрать тот аспект предлагаемой темы, который им наиболее близок. При этом, если потребуется, он помогает учащимся в распределении ролей и в обсуждении того, что необходимо сказать по выбранной ситуации, или оказать какую-то другую помощь.

В ролевой игре необходимо различать сюжет и содержание.

Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится учащимися в игре. Сюжеты игр могут быть очень разнообразными, но они должны отражать конкретные условия из жизни, т.е. в игре используются определенные реальные (или приближенные к ним) ситуации.

Содержание игры — это то, что воспроизводится учащимися в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений в реальной действительности, например, в трудовой или общественной жизни. В содержании ролевой игры выражено более или менее глубокое проникновение учащегося в предлагаемую ситуацию, которая может отражать, например, лишь внешнюю сторону человеческой деятельности — только то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям.

Широко известны такие игры, как "Суд", "Дискуссия", "Выборы" и др. Игра позволяет приблизить обстановку учебного процесса к реальным условиям порождения потребности в знаниях и их практическом применении, что обеспечивает личностную, познавательную активность учащихся.

 

Свойства ролевой игры и ее характеристики

Как считают Р.У. Родригес и Р.Г. Вайт "ролевая игра соединяет классную комнату и жестокую реальность".

Ролевая игра характеризуется:

1) особым отношением к окружающему миру (каждый участник одновременно находится в реальном мире и в мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры в целом за счет игрового момента);

2) субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества и заявить о своем "я" не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений личность – личность, личность – группа, личность –учитель);  

3) социально значимым видом деятельности (участник не зависимо от внутреннего склада и настроения "должен" играть, он не может не принимать участия в игре, так как сами условия исключают пассивную позицию);

4) особыми условиями процесса усвоения знаний (теоретические и практические знания предлагаются участникам игр в ненавязчивой форме естественного общения, а не принудительного запоминания больших объемов информации).

Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями, которые заключаются в следующем:

Обучающие возможности

Содержание

Ролевая игра как самая точная модель общения.

Предполагается подражание действительности в ее наиболее существенных чертах.

Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана.

Точно обозначенные предполагаемые обстоятельства создают общий побудительный фон, а конкретная роль, которую получает учащийся, сужает его до субъективного мотива.

Ролевая игра предполагает усилия личностной сопри-частности ко всему происходящему

Ясно ощущаемое личностное ядро повышает эмоциональный тонус актера-учащегося, что положительно сказывается на результате и, в конечном счете, на усвоении иностранного языка

Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства.

При правильной постановке дела игру можно расценивать как организационную форму, способствующую созданию сплоченного коллектива, и в этом ее воспитательное значение.

Ролевая игра способствует расширению сферы общения.

Предполагается предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания, поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой.

Ролевая игра имеет образовательное значение.

Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра.

 

В соответствии с данными характеристиками можно обнаружить сходство ролевой игры и реальной деятельности. Отличие же заключается в том, что ролевая игра — это условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей.

Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности и потребности учащихся. Ролевая организация общения требует отношения к учащемуся как к личности с присущими ей особенностями, которая может предпочесть те или иные роли. Именно поэтому распределение ролей является ответственной педагогической задачей. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений учащихся позволит учителю предложить им те роли, которые наиболее соответствуют особенностям их личности. При подборе ролей важно учитывать не только интересы учащихся, но и их психологические особенности.

Функции ролевой игры

Рассмотрим ролевую игру с позиции учащихся и учителя учитывая, что ролевая игра — это, прежде всего, речевая деятельность, игровая и учебная одновременно.

С точки зрения учащихся, ролевая игра — это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Она выполняет определенные функции.

  1. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность, так как именно игра, мотив лежат в содержании деятельности, а не вне её. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке. И именно в этой позиции она выполняет мотивационно-побудительную функцию.
  2. Ролевая игра обеспечивает обучающую функцию, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях.
  3. Воспитательная функция ролевой игры заключается в том, что именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.
  4. Ролевая игра формирует у учащихся способность играть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Таким образом, ролевая игра выполняет и ориентирующую функцию.
  5. Компенсаторная функция ролевой игры проявляется в том, что именно в игре разрешается противоречие между потребностью действия у учащегося и невозможностью осуществить требуемые действием операции. Учащиеся стремятся к общению, и ролевая игра дает им возможность реализовать свое стремление.

С позиции учителя ролевая игра выступает как форма организации учебного процесса, цель которой заключается в формировании и развитии речевых навыков и умений у учащихся.

В игре учитель может занимать следующие позиции:

 

Из данной схемы видно, что на уроке учителю приходится играть различные роли (под которыми понимаются более или менее зафиксированные стандарты поведения и деятельности), которые не задаются однозначно социальными отношениями, а устанавливаются в ситуациях педагогического общения и в большей степени зависят от типа и формы организации урока; например, роль наблюдателя, роль контролера, роль партнера по общению, роль участника или организатора деятельности и др..

Ролевые отношения между участниками общения являются основным параметром, определяющим характер ситуации.

 

Технология проведения ролевой игры

Технология ролевой игры состоит из следующих этапов:

  1. Этап подготовки.

Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария — условного отображения ситуации и объекта. Далее составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц.

  1. Этап объяснения.

Ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, а также необходимо обосновать учащимся постановку основной проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкций, правил. При необходимости, учащиеся обращаются за помощью к учителю за дополнительными разъяснениями. Учитель должен настроить учащихся на то, что нельзя относиться пассивно к игре, нарушать регламент и этику поведения.

  1. Этап проведения.

Этап проведения — процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли.

  1. Этап анализа и обобщения.

По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог урока.

Технологическую схему ролевой игры можно представить следующим образом:

Этап подготовки:

— разработка сценария;

— составление плана;

— общее описание игры;

— характерные особенности действующих лиц.

Этап объяснения:

— ориентация участников;

— определение режима работы;

— формулировка главной цели;

— постановка проблемы;

— выбор ситуации;

— работа с пакетом документов;

— психологическая подготовка участников.

Этап проведения:

— процесс игры.

Этап анализа и обобщения:

— вывод из игры;

— анализ, рефлексия;

— оценка и самооценка работы;

— выводы и обобщения;

— рекомендации.

 

Март 2017г.